История проекта «Масяня» вкратце такова:
-1. До истории с Масяней я анимацией почти не занимался, а занимался живописью. Хотя были и эксперименты с анимацией. Первый опыт был сделан еще в 93 году фломастерами на перевернутом аквариуме, под который была запихана лампочка. Жутко авангардный мульт назывался «Das Zimmer» и в оригинале демонстрировался под The Doors «Oh show me the way to the next whiskey bar». Был сделан в контексте тогда существовавшего арт-движения «параллельное кино». Из этого мульта был сделан первый клип группы «Сплин». Снят на 16 мм пленку камерой «Красногорск». В клип конечно попал частично, и телевизионные монтажёры изрядно подгадили своими «еффектами» и аляповато вмонтированными музыкантами , но все равно круто, 20 лет назад все-таки.
0. В основном 90-е я провел с кисточкой в зубах. Но, несмотря на некоторый даже успех в живописи, пропитаться только при помощи её было проблематично. И я экспериментировал с компьютерной графикой. В основном с 3Д. Можно сказать был пионером 3Д в России начав работать еще в ДОСовской 3D Studio. В частности сделал первый россйский 3Д клип ,опять же для Сплина, «Мотоциклетная цепь». Ну я думаю что он был первый, точно неизвестно. Это уже 3D Max версии 2.5.
Работал в игровой индустрии, потом попер веб. Вэб- штука очень клевая, было сразу ясно. Однако, на первых порах, уж слишком он был тормозной. Практически только текстовой. Когда появлися Flash, тогда еще даже не Macromedia, а вообще хрен знает от какой конторы, появился проблеск надежды. Эксперименты показали, что при помощи этой штуки, если делать с умом, можно сделать практически полноценный 2Д мульт даже со звуком который будет весить как анимированный гиф, в районе 100-200 кибобайт. Это прям прорыв был. И я в удовольствием в этот прорыв вписался.
1. Осенью 2001 года, я выложил на своём хомяке (homepage), ныне давно усопшем, 3-4 совершенно идиотских мульта для своих друзей. Мульты были сделаны в этой, совсем новой тогда технологии «Flash». Самым первым мультом был мульт «Песня» (можно его посмотреть в «Бонусных видео«). Это вернее был даже не мульт, а просто тест. На тот момент, чтобы смотреть «флешки» требовался плагин. В мультах участвовал некий корявый персонаж по имени «Масяня», который обзывал всех подряд «хрюнделями», и даже не боло понятно какого пола это крикливое существо. Новшество состояло в том, что тогда интернет был практически нем и состоял в основном из текстов. Мульты же «во флеше» неожиданно оживляли сеть. А уж тем более было прикольно то, что персонаж говорил на русском, притом на самом его уличном варианте, хотя и не скатывался в мат.
Принцип озвучки мультов, придуманный тогда, сохраняется до сих пор. Это принцип «спонтанности». То есть произносимый текст не выучивается наизусть, а произносится спонтанно зная его примерное содержание, что дает ему естественное, натуралистичное, хоть и корявое звучание. Это оставляет впечатление очень живого, настояшего персонажа. И наверно поэтому, хотя качество анимации и прорисовки сильно оставляло желать лучшего, ссылка «послать другу» работала очень активно и хомяк стал падать под весом возросшего трафика. На тот момент я работал дизайнером онлайн-игр в компании Pig.ru. Которые , как я понимаю, до сих пор живы и там до сих пор полно моей графики, и даже мой дизайн самого сайта до сих пор сохранился.
Я очень благодарен этой компании, вернее людям что там работали на тот момент, ибо атмосфера была прикольная и это во многом способствовало. Хотя и не без ложки дегтя. На пике популярности Масяни они хотели доказать что Маcяню я нарисовал в рабочее время и следовательно она принадлежит им. Слава богу они в какой-то момент поняли, что идея дурацкая. Но картинку подпортили. Хомяк мой изначально действительно лежал на рабочем сервере и уже грузил его изрядно, что ставило меня в несколько неудобную ситуацию.
2. В октябре 22 числа (которое иногда празднуется причастными к проекту людьми как ДР Масяни) стало ясно, что с рабочего сервака пора сваливать. Был зарегистрирован домен www.mult.ru и взят под него отдельный хостинг. Туда перекочевали мульты с хомяка (которых было уже штук 8 ) и сайт стал самостоятельным проектом. Определились и основные герои сериала: Масяня, Хрюндель и Лохматый. Никаких бизнесс-планов на этом этапе не было. Было только желание поразвлечься и приколоться. Количество зрителей, однако, продолжало взрывообразно увеличиваться и новый хостинг не выдерживал и регулярно падал. Расчитан он был явно не на посещаемые сайты, а на те же «хомяки». Масяню стали цитировать более-менее серьезные сайты, а в декабре того же 2001-го года мульт «Модем» показали по питерскому ТВ в программе «Компьютерный мир». Дано первое интервью. Появились фаны, некоторые предлагали халявый хостинг, но переводимый туда сайт рушил серваки друзей, что было, опять таки, очень неловко. Сайт работал еле-еле, но как-то справлялся. Делали многочисленные зеркала.
Новый, 2002 год встречали онлайн в гостевой на мульт.ру под специальный новогодний мульт уже компанией под тысячу человек. Новый год слегка был омрачен тем, что работу я потерял. Меня «ушли», и правильно, надо сказать, сделали, потому что на Масяню я тратил гораздо больше времени, чем на работу, за которую получал зарплату. Вдвоем, с также ушедшей из Пиг.ру, девушкой Наташей, мы основали мульт-студию. Расчет был на то, чтобы использовать Масяню как рекламу студии, а зарабатывать тем, что я буду делать рекламные флеш-мульты, а она вести все перговоры и бухгалтерию. После долгих поисков был найден человек со стороны, назовем его условно «Валера», который вложится в открытие студии. Нужно-то было совсем ничего- два компьютера и аренда студии в одну комнату с интернетом. Но денег не было вообще никаких, поэтому нашли этого инвестора. Сумма инвестиций составила 10 тысяч долларов, что очень смешно, учитывая к каким проблемам это привело потом. Так началась студия, названная «Мульт.ру». Студия просуществовала 4 года в том виде, в котором была организована.
Сам термин «мульты» был придуман, чтобы отгородиться от «профессиональных» аниматоров, ругавших (и заслуженно возможно) за качество рисунка и анимации. Многие так до сих пор и не признали «Масяню» мультипликацией. Ну я и стал говорить что, дескать, это такой особый жанр «мульты».
Тогда все мульты делались за одну ночь практически. Мульты из того периода можно назвать «масяньской классикой». Именно за октябрь 2001- март 2002 были сделаны такие самые хулиганские и часто цитируемые мульты как «Подарочки» («Дура»), «Как-нибудь так», «Шоу-бизнес», «Мороженное», «Москва», «Пятница» («По-любому»), «День Радио» («Директор») , «Депрессняк» , «День рождения» , «Русский панк-рок» и другие..
3. В марте 2002 года сайт mult.ru и мы подверглись сильнейшим передрягам. С положительной стороны это было получение целой кучи призов и наград. C другой стороны паршивая нервотрепка с местными питерскими политиками из-за мульта «Экскурсия по Санкт-Петербургу». Скандал в прессе, по ТВ, в Интернете короче полный набор прелестей популярности. С тех пор я не делаю ни политических, ни даже около-политических мультов.
С третьей стороны, у Масяни появляется группа московских «продюссеров», с которыми в дальнейшем было много неприятностей. Главный среди них- Гриша Зорин. Именно он открыл ООО «Масяня», печально известную фирму, натворившую нам кучу гадостей. Но я не держу на всех них зла. Во-первых, потому, что вообще никогда и ни на кого не стОит держать зла, а во-вторых, потому, что таковы дебильные законы российского шоу-бизнеса, на тот момент, к тому же, изрядно корявые в России из-за отсуствия понятия «копирайт». А может я просто убеждаю сам себя что не держу на них зла, потому что зло держать внутри вообще нехорошо- оно разрушает.
4. В результате всей этой шумихи на пороге студии появляется господин Парфенов, ведущий программы «Намедни», падкий на все актуальное. Его предложение состоит в том, чтобы показывать Масяню еженедельно в конце его программы. Для нас это реальный шанс превратиться в настоящую Студию с большой буквы и мы соглашаемся. В составе студии появляются профессиональные аниматоры Катя Горелова и Маша Якушина.
Маше Якушиной принадлежит пальмовая ветвь человека «облагородившего» корявую Масяню и сделавшего из неё во многом то, чем она является на данный момент (с изобразительной точки зрения). Масяня регистрируется как товарный знак и переезжает на «приличный» хостинг.
Много было шуму по поводу выхода Масяни на ТВ. Интернет публика была против. И это понятно. Интернет тогда был особой, «элитной» зоной и публика не хотела делиться с оффлайновой аудиторией своими ништяками. Сейчас это уже кажется смешным и несерьёзным, а тогда это была маленькая революция, которая, впрочем, довольно быстро улеглась. В то же время начался период мега-популярности, который на данный момент давно прошел. И слава богу, потому что это была не жизнь, а трамвай. Роздано тысячи интервью, я участвовал в десятках ТВ и радио передач, открывал концерты и жюрил фестивали и разъезжал по стране. Рисовать было некогда, а личной жизни вообще ноль. Короче, не жалею ни на грош что это прошло.
5. Почти целый сезон мы сотрудничали с «Намедни». Работа была адская. Анимация вообще очень трудоемкий процесс и браться выпускать одну серию в неделю- это натуральное безумие. Но мы справились, работая по 24 часа в сутки практически. Кончилось это очень печально тем, что «продюссеркая» компания ООО «Масяня» (ныне давно ликвидированная) прервала финансирование выпусков, чем подорвала на корню всю систему выпуска новых серий. Зарплату-то ребятам надо было платить чем-то! И это повлекло за собой целую серию скандалов и судов, вспоминать о которых не хочется. ООО «Масяня» отчасти на реальных документах, отчасти просто на поддельных торговало Масяней налево и направо. В честности они продали Мсаяню на «Муз-ТВ» где из неё сделали попсового урода. Это было отвратительно. Удивительно что многие из тогдашних тв-звезд, типа Трахтенберга, лично звонили мне и извинялись за участие в этом отстое. «Ну ты понимаешь же, чувак, бизнес». И я понимал. Или делал вид что понимаю. :)
Мы подали в суд. Суд длился год, потому что «музтв-шниники» просто не являлись. В конце концов суд принял решение в нашу пользу, но уже позно было. Через год передачу и так закрыли. Тем ни менее, на мультяшной жизни Масяни это почти не сказалось. Серии продолжали появляться в Интернет. Но уже не на ТВ. Вскоре и сам Парфенов распрощался с ТВ.
6. Несмотря на юридические конфликты Масяня прекрасно процветала в Интернет, на этом же mult.ru, на котором Вы сейчас. Были перерывы, переезды, смены дизайнов, но в целом все жило как живет и поныне. Многочисленные объявления о «смерти Масяни» можно во множестве найти в Интернет. Но, как показывает опыт, фиг её убьёшь, живучая тварь… :)) Два года, прошедшие после «Намедни», наоборот были очень активными. Состав студии разросся до 10 человек. В Студии работали такие замечательные художники как Саша Поскура, Маша Степанова, Ваня Левенко и Аня Зиброва. На студию пришел знакомый еще по ранней гостевой бессменный админ, музыкант и звукорежиссер Саша Бурьянов (Alien), чей вклад в сериал трудно переоценить.
Было сделано более сотни коммерческих роликов. Выпущены были еще несколько сериалов. «Магазинчик БО» (Я и Катя Горелова), «Ежи и Петруччо» (Маша Якушина), «Шесть с Половной» (Маша Степанова). В озвучке мультов принимали участие многие известные музыканты, такие как Шнур, «Сплин», «Декабрь»,»Скафандр», «Психея», «Лена Тэ», «Эдипов Комплекс». В общем активный был период, несмотря на все заморочки. Впрочем, благодаря друзьям (алиллуйа Hucky!) все судебные процессы нами были выиграны. В том числе и против «Муз-ТВ», которое рисовало свою дебильную масяню в озвучке Павла Воли, что было вопиющим свинством. Ну и хрен с ними- передачу давно сняли и все о ней забыли, а Масяня до сих пор живет и процветает. Помимо прочих мультов был выпущен мой любимый цикл «аллегорических» масяньских мультов Регтаймы. Последними, но ни менее значительными, присоединились к студии Миша Сафронов и Рита Русакова.
7. К моему глубокому сожалению, в 2006 году Студия «Мульт.ру» закончила свое существование в том виде, в котором я её создавал. С девушкой Наташей, с которой мы были вместе в этом бизнесе с самого начала, мы разругались. В какой-то момент она решила, что она тут главная и может распоряжаться бюджетом студии как ей хочется. Я, как самый демократичный демократ, вместо того, чтобы топнуть ногой, поставил перед коллективом вопрос- я или Наташа. Однако ребята подумали и сказали, извини, дескать, Куваев, мы тебя любим и ценим, ты у нас талант, но твои деловые качества- гавно, ты нам зарплат не сделаешь, мы выбираем девушку Наташу. Ну и я ушёл хлопнув дверью.
Какое-то время девушка Наташа еще продолжала делать вид, что ведет студию без меня. Однако это уже была не моя студия, а нечто с похожим названием, к ней я уже никакого отношения не имею. Сейчас и этх остатков уже, нет. Без меня недолго продержались (позвольте позлорадствовать :)). Жаль только, что права на сериал «Магазинчик Бо» остались у неё. Его можно посмотреть тут, но только в качестве моего портфолио, а не официального проекта. У сериала был мега-потенциал и делать его было обалденно здорово и прикольно. Но все вышло как вышло. «Масяню» я забрал с собой.
На финал — фильм от «Дискавери» про нас с Масяней:
Такова история..
8. На данный момент работаю как фрилансер. Освобожден от всех тягот руководства студией и людьми. Впрочем, никогда у меня склонности к этому не было. Люблю рисовать сам. Основная работа на данный момент- рисую Масяню (ТМ зарегистрирован на меня лично) и зарабатываю коммерческой анимацией. Свободный частный предприниматель сам по себе (пока по крайней мере). Открыт к предложениям.
Информация для рекламодателей находится здесь. Я занимаюсь изготовлением мультов на заказ. А так же прочими графическими работами, такмии как разработка персонажей, иллюстрации, реклама, комиксы, дизайн, озвучка. Пишу сценарии. По всем поводам, спонсорство, мобильный контент и прочее — пишите, пожалуйста, на мой мейл, [email protected]. Огромная просьба не стестяться посылать мейл ПОВТОРНО если не было ответа, ибо, в связи с обилием спама, иногда туда попадают и полезные мейлы. Обычно я на все письма отвечаю.
Спасиб всем за поддержку!
С уважением, Ваш, блин, навеки.. Олег Куваев